История компании Michelin |
Michelin (произносится Мишлен) - французская компания, всемирно известный производитель шин. Полное наименование - Compagnie Generale des Etablissements Michelin. Штаб-квартира - в Клермон-Ферране.
Основана 28 марта 1889 года братьями Андре и Эдуардом Мишлен. В первоначальном ассортименте фирмы Мишлен можно найти много разнообразных моделей клапанов, газовых и водопроводных труб, прокладок, ремней и т.д. Объемы продаж очень скромны, за исключением двух изделий. Прежде всего, это детские резиновые мячи, выпускаемые со времен создания предприятия, и бесшумные тормозные колодки "The Silent", представленные на Всемирной Выставке 1889 года, пользующиеся большим успехом благодаря своей комфортности.
Летом 1891 года была запатентована первая съемная пневматическая шина (запатентованная ранее Джоном Бойд Данлопом пневматическая шина была нераздельна с деревянным ободом колеса и очень трудоемка в ремонте в случае её прокола). Новинка была успешно опробована на велогонках "Париж-Брест-Париж", на которых Шарль Террон одержал убедительную победу, благодаря пневматическим шинам Michelin.
Первая съемная шина явилась значительным шагом вперед, доказав, что будущее именно за этим типом шин. Однако, ее предстояло значительно усовершенствовать. Вот почему, уже через 3 месяца после гонок "Париж-Брест-Париж", Эдуард разработает вторую модель съемной шины, дающей велосипедисту возможность ликвидировать прокол за рекордный срок, близкий к сегодняшнему.
Успех очевиден, в первое время предприятие не может справиться с заказами. Но пионеры пневматических шин обращают свой взор к новому зарождающемуся виду транспорта - автомобилю, не на двух, а на четырех колесах, плюс пятое - запасное.
22 июля 1894 года, Андре Мишлен участвует в первом автопробеге от Парижа до Руана как пассажир моторного омнибуса гениального кузнеца Леона Серполле. Победитель пробега, паровой фургон "Диан" на дистанции в 112 километров развивает скорость до 21 км/ч, что всего лишь на 4 километра больше, чем скорость велосипедиста Шарля Террона, во время гонок "Париж-Брест-Париж". Автомобильные соревнования становятся действительно событием, вызывающим живой интерес публики, и братья Мишлен участвуют в гонках Париж-Руан, чтобы наглядно продемонстрировать преимущества своих шин.
Рождение Бибендума
Впервые идея создания "шинного человечка" была высказана во время всемирной и колониальной выставке в Лионе в 1894 году. Стремясь как можно лучше оформить стенд "Мишлен", ответственный за него выложил по обе стороны от входа колонны из шин разных диаметров. Неожиданный эффект этого зрелища дает Эдуарду идею, которой он поделится с братом: "Смотри, если добавить руки, получится человечек!". Пройдет некоторое время, и однажды Андре Мишлен примет в своем кабинете рекламного художника О'Галопа, пришедшего показать свои наброски. Взгляд Андре привлечет одна их карикатур с фигурой короля-пивовара Гамбринуса. На рекламном эскизе, от которого отказался пивовар из Мюнхена, грузный силуэт заполняет большую часть композиции. Он окружен пьянчужками, сотрясающими пустыми кружками с криками: "Nunc est bibendum!" ("Если пить, так сейчас!", ода эпикурейца Горация).
Король пивовар своими формами вдруг напомнил Андре человечка, родившегося в воображении Эдуарда при виде колонн шин. Персонаж, кажется, найден, а что касается латинского выражения, Андре решает сохранить это античное изречение. После испытаний колес с надувными шинами на их способность поглощать удары, Андре образно подытожил: "Можно сказать, что пневматические шины "выпивают" дорожные неровности". И вот уже король Гамбринус превращается в человечка из надутых шин. Пивная кружка, потерявшая смысл, становится кубком, наполненным гвоздями и бутылочными осколками. А латинское выражение в очень свободном переводе зазвучит так: "Шины "выпивают" неровности дорог". Так, в апреле 1898 года рождаются эскизы первой серии афиш, ставших такими же знаменитыми, как и персонаж, которого все назовут "Бибендум".
Шаги галлопом
Сопровождая быстрое распространение велосипедов, а затем рождение автомобилей, небольшая мануфактура Клермон-Феррана становится лидером-новатором. На рубеже двух веков она превратится в крупное предприятие. С 1891 по 1900 годы ее оборот "взлетит" от 460 000 до 6 миллионов франков. В этот же период Бибендум, как рекламный символ фирмы, шаг за шагом следует за ее эволюцией, подшучивая над упорными исследованиями Эдуарда (снижение стоимости, повышение комфорта и надежности) или участвуя в беспощадной коммерческой борьбе Андре с конкурентами.
Мир по бибендуму
С 1900 года быстрый рост компании "Мишлен" сопровождается ее стремительным распространением за пределами Франции. В начале века фирма ведет деятельность на большей части Европы через широкую сеть агентств в Бельгии, Голландии, Швейцарии, Германии и Испании. Намерение производить продукцию заграницей было осуществлено в 1906 году, когда в Турине был открыт первый завод компании, расположенный вне территории Франции. Рынок Великобритании, где благодаря особым патентам "властвует" фирма "Данлоп", станет доступен зарубежным конкурентам только с осени 1904 года, по истечении срока действия лицензии английской фирмы.
Уже в начале того же года на Сассекс Плейс арендуется небольшой офис, где готовится открытие "Мишлен Тайр Компани Лимитед". Здание в Челси, "Мишлен Хауз", торжественно открытое в январе 1911 года, явилось настоящей архитектурной революцией.
Пять заводов, созданных в 1931-37 годах в Германии, Аргентине, Испании, Чехословакии и Бельгии, внушают Бибендуму уверенность в завтрашнем дне. В августе 1940 года, после смерти Эдуарда Мишлен, компанию возглавили Робер Пизо и Пьер Буланже.
На период войны Мишлен стремясь выйти из удручающей ситуации мобилизует свои усилия и в этот период фирма начнет выпуск сандалий, вырезаемых из старых шин, швабр, металлических щеток, газогенераторов и дровяных плит.
Революция "Мишлен Х"
Завод "Мишлен" в Клермон-Ферране переживает трудный послевоенный период. Робер Пизо, руководитель предприятия, возлагает большие надежды на новую концепцию пневматической шины одного из талантливых инженеров фирмы Мариуса Миньоля. Идея очень проста и заключается в изменении расположения перекрещивающихся слоев корда покрышки, образующих каркас шины: они отныне будут располагаться не под различными углами, как ранее, а радиально, образуя дуги, перпендикулярные протектору шины. Эта новая структура не только удваивает срок службы шины, но также объединяет ее две противоречащие друг другу функции: вертикальную гибкость, смягчающую неровности шоссе, и горизонтальную жесткость, обеспечивающую устойчивость автомобиля на дороге. Появление радиальной шины, известной под маркой "Мишлен Х", стало настоящей революцией и обеспечило предприятию технологическое опережение всех конкурентов на несколько лет!
В результате усилий приложенных Франсуа Мишлен (один из директоров предприятия) с 1955 по 1969 год будет создано 15 новых заводов Мишлен. Парадокс этого периода состоит в том, что несмотря на неоспоримые преимущества перед конкурентами "Мишлен" испытывает серьезные трудности в удовлетворении своего рынка.
С 1934 года по 1976 год Michelin владела автомобильным производителем Citroen. В 1988 году компания поглотила американского производителя шин B.F. Goodrich Company, всего за всю историю компании она приобрела в общей сложности около десяти шинных компаний разной величины. Michelin является автором многих инноваций в шинной индустрии, таких, например, как изобретение радиальных шин в 1946 году. Также одним из наиболее важных моментов было появление на рынке в 1992 году так называемых "зеленых шин" Energy, имеющих низкий коэффициент сопротивления качению, что позволяет экономить топливо.
C 1999 года по май 2006 года компанию возглавлял Эдуард Мишлен; 26 мая 2006 года он утонул в ходе рыбалки на яхте у западного побережья Франции (Бретань). После этого во главе компании стал Мишель Ролье, не являющийся членом семьи Мишлен.
Деятельность
Компания выпускает широкий спектр шинной продукции для автомобильной, сельскохозяйственной техники, велосипедов и мотоциклов, а также самолётов. Также компания знаменита своими картами и путеводителями ViaMichelin. Компании принадлежит 69 заводов в 19 странах.
Общая численность персонала - около 130 тыс. человек. Объём производства шин в 2006 году составил 190 млн шин.
В 2008 году чистая прибыль Michelin составила 357 млн евро (в 2007 году - 772 млн евро) при выручке 16,41 млрд евро.
Источники: www.michelin.ru, www.wikipedia.org
Статья написана собственным коллективом редакторов, ссылка при ее копировании на сайт www.shina-online.ru обязательна!